Введение
В традиционных еврейских общинах раввины часто считаются авторитетами знания, но только в областях Торы в целом и Галахы в частности. В других областях они, как и все остальные, если они не изучали их профессионально и/или систематически.
К сожалению, я вижу, как некоторые раввины «колонизируют» определенные области, то есть говорят или пишут о них публично, не имея профессиональных и/или систематических знаний. Мне жаль их, потому что люди, профессионально и/или систематически изучающие эти области, перестают доверять им.
До сих пор я выделял две области, которые кажутся особенно популярными для их «колонизации» - этимологию иврита и геополитику.
Этимология иврита
Этимология иврита очень популярна для «колонизации» не только среди раввинов, но и многих других людей, не изучавших лингвистику в целом и историческую и сравнительную лингвистику в частности. Их этимология часто представляет собой так называемую «народную этимологию», которая игнорирует то, что уже известно лингвистам. Их «этимология» может развлечь только тех, кто не изучал историческую и сравнительную лингвистику.
Раввинская «этимология» иврита делится на два типа: «этимология», включающая только иврит, и «этимология», включающая иврит и другой язык. В первом типе два ивритских слова, не связанные этимологически, соединяются посредством лингвистической «акробатики», например, אדם и דמיון. Во втором типе нееврейское слово объясняется из ивритского слова, фонетически похожего, но этимологически не связанного, с помощью более надуманной лингвистической «акробатики», например, fall на английском от נפל на иврите.
Если раввины остановятся на этом, их «этимология» не будет столь вредной и может остаться лингвистической шуткой. Но на этом они не останавливаются. Они используют свою «этимологию» в качестве основы для толкования трудных отрывков в Торе.
Такое злоупотребление этимологией может быть вызвано их постоянным стремлением предложить новые оригинальные толкования. Но для тех, кто изучал лингвистику иврита, результат оказался противоположным. Эта «акробатика» похожа на строительство замка на песке.
Геополитика
Гораздо более проблематичной областью для «колонизации» является геополитика. Их публичное мнение по спорным геополитическим вопросам может нанести вред как другим, так и им самим, если они пересказывают пропаганду, которая повторяется в средствах массовой информации, но уже развенчана экспертами, не осознавая, что это пропаганда.
В этом смысле их можно считать жертвами пропаганды, но проблема в том, что они сами могут стать пропагандистами в свою очередь, особенно для тех, кто слепо верит всему, что говорят раввины, даже в тех областях, в которых они полагаются только на средства массовой информации.
Еще более проблематичным является содержание пропаганды, которую они некритично пересказывают. Такая пропаганда часто призвана укрепить иллюзию коллективного разделения, то есть мы против них. Такая пропаганда часто призвана укрепить иллюзию коллективного разделения, то есть «мы» против «них» или «трайбализм», и в корне противоречит одному из основных принципов иудаизма.
Итоги
Я написал это не для того, чтобы обвинить или раскритиковать раввинов, а чтобы выразить свою глубокую печаль за них, потому что они могут потерять доверие некоторых из тех, кто восхищался ими и их знаниями Торы, из-за их «колонизации».
Недавно я сам должен был решить отписаться от одного раввина, которого я знаю лично, после того как я увидел, как он пересказывает одну геополитическую пропаганду с такой негативной эмоциональной энергией и разжигает ненужную коллективную ненависть.
Это очень крайний случай. В остальных случаях я просто игнорирую их слова, если они случайно «колонизируют» две вышеупомянутые области. Один из важных уроков, который я вынес из этой «колонизации», заключается в том, что мы должны быть крайне осторожны с тем, что говорим публично, когда занимаем авторитетное положение в какой-либо области, потому что наши ученики могут слепо верить всему, что мы говорим в других областях, даже если не имеем достаточных знаний.