Я уже знал, что не могу читать книги по истории никогда и художественную литературу больше, но только недавно обнаружил связь между этими двумя жанрами. Слово «история» означает: 1. прошлое, 2. рассказ.
Что такое «история» в обоих смыслах этого слова? Это повествование о коллективе или индивидууме, написанное коллективом или индивидуумом (или, более точно, обычно коллективным эго или индивидуальным эго).
Я никогда не был энтузиастом художественной литературы, но читал достаточно много. Особенно мне нравились те произведения, в которых герой вел внутреннюю борьбу.
Но после того, как десять лет назад я провел один учебный год в иешиве в Иерусалиме, чтобы научиться изучать Талмуд, я потерял интерес к художественной литературе. Чтение художественной литературы казалось мне пустой тратой времени по сравнению с изучением Талмуда и опустилось на самое дно моих приоритетов.
И после того, как я изучил хасидизм в Иерусалиме позже, я потерял интерес к художественной литературе даже больше (по иронии судьбы, я также потерял интерес к Талмуду). Большинство романов, которые я читал, выглядели как истории об индивидуальном эго, написанные другим индивидуальным эго.
В отличие от художественной литературы, я никогда не любил читать книги по истории, хотя много раз пытался. Даже такие коллективы, как иудаизм, хасидизм, Россия и Москва, которые очень интересуют меня, перестают интересовать меня, когда я читаю их историю.
Мое нынешнее понимание истории коллектива - это субъективный выбор событий в прошлом, субъективно интерпретируемых эго. А само прошлое - это иллюзия эго. Никто не жил в прошлом как в реальности. Никто не может жить иначе как здесь и сейчас. Прошлое существует только в нашем сознании, и мы думаем о нем только сейчас.
Конечно, я прекрасно понимаю практическую важность знания основных событий прошлого, и я старался их запомнить. Но у меня нет терпения читать субъективные интерпретации этих событий, написанные коллективным или индивидуальным эго.