2024-12-27

Жизненные испытания и уроки, которые можно извлечь из них

Введение

Именно последнее жизненное испытание стало для меня не только важным уроком, но и осознанием, что жизненные испытания существуют не для того, чтобы разбить нас, а для того, чтобы преподать нам уроки.

Сейчас, когда я снова столкнулся с жизненным испытанием, я пытаюсь вспомнить предыдущие жизненные испытания и уроки, которые я из них извлек.

Общие черты

На прошлой неделе я спросил у своих студентов, какое самое сложное жизненное испытание они пережили и сколько времени им потребовалось, чтобы преодолеть его. Все они ответили мне, что, независимо от жизненных испытаний, с которыми они столкнулись, им потребовался примерно один год, чтобы преодолеть их.

Напротив, многие жизненные испытания, с которыми я сталкивался до сих пор, продолжались около десяти лет. Из этого я понял, что от меня ожидают более длительных попыток, чтобы развить терпение.

Я также понял, что некоторые из этих жизненных испытаний касаются денег как средства к существованию.

Настоящее жизненное испытание и предыдущее подобное испытание

Сейчас я заново переживаю очень похожее жизненное испытание, с которым столкнулся тридцать лет назад. Тогда я закончил формальное высшее образование в израильском университете (PhD) и начал искать работу в каком-то университете, одновременно продолжая писать диссертацию-шмиссертацию. В течение десяти лет я работал преподавателем на полставки в нескольких университетах, постоянно беспокоясь о деньгах, потому что каждый год мне приходилось продлевать контракт с каждым из них.

«Спасение» пришло в один прекрасный день совершенно неожиданно и мгновенно. Один известный израильский лингвист, которого я считал одним из своих наставников, после того как мой научный руководитель внезапно скончался, не дождавшись окончания работы над диссертацией, пригласил меня преподавать в его университете. Весь процесс прошел довольно гладко, и в итоге меня приняли на должность преподавателя с правом преподавания.

Уроки, которые я извлек из этого и некоторых других жизненных испытаний, заключаются не только в терпении, но и в том, что «спасение» пришло, когда я перестал думать о проблеме и жил настоящим моментом. Когда я сейчас вспоминаю эти моменты «спасения», мне кажется, что я был в своей лучшей форме, как бы сливаясь со Вселенной.

Еще одно важное отличие - разные состояния сознания сейчас и тридцать лет назад, благодаря моему систематическому изучению хасидизма в Иерусалиме и самостоятельному изучению некоторых нееврейских духовных учений.

Тридцать лет назад первые два года я плакал и сетовал на свое положение. Я постоянно спрашивал себя, почему это происходит именно со мной. Но теперь я принимаю это сложное жизненное испытание даже с благодарностью и спрашиваю себя, чему оно пытается меня научить.

2024-12-20

Создание новой культуры путем отрицания существующей культуры

Различные значения слова «культура»

В этом посте я использую слово «культура» не в смысле художественной литературы, музыки, искусства и т.д., а в смысле менталитета большинства членов рассматриваемого социального коллектива, включая преобладающие в нем моральные ценности.

Язык и культура

Существует взаимосвязь между языком и культурой. С одной стороны, язык влияет на культуру, поскольку воздействует на менталитет его носителей. С другой стороны, культура также влияет на язык.

Но я больше склоняюсь к тому, что культура более всеобъемлюща и более сложна, чем язык. Это означает, что создать новую культуру из ничего гораздо сложнее, чем создать новый язык из ничего.

Язык - это социальная система. Недостаточно просто создать язык, чтобы он стал называться «языком» в полном смысле слова, если он не выполняет социальных функций. Среди сотен так называемых искусственных языков лишь очень небольшое число достигло этой стадии языка, и ни один из них не был создан из ничего.

Только один из них - эсперанто - используется как полноценный язык, подобно «естественным» языкам. Но даже эсперанто не смог создать свою собственную культуру в том же смысле, что и национальная культура любого «естественного» языка, просто потому что эсперанто должен быть вторым языком для носителей различных «естественных» языков с их соответствующими культурами.

Эксперимент по созданию нового языка и новой культуры

Я лично хорошо знаю один такой эксперимент. Я не только прожил его, но даже исследовал - эксперимент по созданию современного иврита и израильской культуры.

Я бы сказал, что первая часть эксперимента, то есть, создание современного иврита была вполне успешной. Но даже современный иврит не был создан из ничего. Он основан на трех основных исторических пластах иврита с сильным грамматическим и лексическим влиянием идиша и русского.

Таким образом, современный иврит похож на эсперанто и является своего рода искусственным языком. Это определенно не «возрожденный» язык, как нас заставляет верить популярный миф.

Но вторая часть эксперимента, то есть, создание израильской культуры была более амбициозной. Проще говоря, те пионеры, которые создали современный иврит, тоже хотели создать новую культуру, но путем отрицания традиционной еврейской культуры, в которой они были воспитаны в диаспоре, особенно в Восточной Европе.

Удалась ли и эта вторая часть эксперимента? Ответ зависит от того, что понимать под словом «успех».

С одной стороны, можно сказать, что эксперимент был успешным, поскольку он создал новую культуру, в которой осталось очень мало от традиционной еврейской культуры.

Но с другой стороны, этот эксперимент создал новую культуру, в которой отсутствуют, по крайней мере, насколько я понимаю, новые положительные моральные ценности, которые могли бы заменить те положительные моральные ценности, взращенные традиционной еврейской культурой.

На собственном опыте я убедился, что даже после трех поколений в этой новой культуре все еще сохраняется вакуум. Этот вакуум становится очень очевидным, если сравнить новую израильскую культуру с другими, более зрелыми культурами, в том числе с традиционной еврейской культурой.

Две моральные ценности, которых мне ежедневно не хватало в моих многочисленных контактах со многими людьми, выросшими только в этой новой культуре, - это чуткость к другим и внимание к другим.

Мне бы хотелось ошибаться, и я также надеюсь, что этот вакуум будет заполнен когда-нибудь в будущем, если не при моей жизни. Но отсутствие этих и других положительных моральных ценностей, возможно, уже стало частью израильской культуры и будет передаваться следующим поколениям.

Еще раз культура и язык

Я встречал достаточно лингвистов, которые могут продолжать заниматься теми языками, культура которых их не привлекает. Я просто не могу продолжать заниматься языком, если культура его носителей кажется мне чуждой.

Именно поэтому около десяти лет назад я решил перейти с современного израильского произношения на традиционное ашкеназское произношение иврита во время молитвы. Эта перемена очень помогла мне.

С одной стороны, я чувствую себя отстраненным от чуждой для меня культуры. С другой стороны, я чувствую связь с культурой, моральные ценности, которой мне дороги.

2024-12-13

Отсутствие знаний предпочтительнее неточных знаний

Знания можно классифицировать двояко: фактические и нефактические знания с одной стороны, и эмпирические и концептуальные знания с другой стороны. Теоретически существуют четыре комбинации, но практически только три: фактические эмпирические, нефактические концептуальные знания, фактические концептуальные знания. Только две последние комбинации могут быть неточными знаниями. Два наиболее распространенных типа нефактических концептуальных знаний - это предрассудки и стереотипы. Эти неточные знания могут быть как вашими, так и чужими. Я надеюсь, что вы, читатель, следуете за мной. ;-)

Когда я говорю, что предпочту отсутствие знаний неточным знаниям, я имею в виду, что предпочту отсутствие знаний нефактическим концептуальным знаниям кого-то другого, с кем я взаимодействую, а точнее, особенно когда мы учимся у него, когда мы учим его и когда мы общаемся с ним.

Вы можете задаться вопросом, как человек, обладающий нефактическими концептуальными знаниями, может учить кого-то другого. Однако на самом деле, к сожалению, таких учителей гораздо больше, чем мы думаем, особенно по «экзотическим» предметам, о которых мало кто из потенциальных учеников может судить.

В стране, где я пытаюсь распространять еврейскую жизненную мудрость на основе учения хасидизма, которое я изучал в Иерусалиме устно у надежных раввинов, а также на собственном непосредственном опыте, я встречаю так много книг на еврейские темы, написанных местными нееврейскими авторами, которые обладают лишь нефактическими концептуальными знаниями, но, очевидно, не имеют непосредственного опыта, а значит, не имеют и фактического эмпирического знания.

Я чувствую некоторую ответственность за то, чтобы уберечь потенциальных учеников от обмана со стороны их учителей, особенно когда ошибки вопиющие и могут нанести вред, но пока я только молюсь, чтобы их не обманули.

К счастью, мне не приходилось учить кого-то, кто учился у одного из таких учителей. Но у меня был достаточный опыт обучения учеников с предрассудками относительно предметов, которые я должен был им преподавать. Каждый раз этот опыт был для меня кошмаром. Однажды этот кошмар даже перерос в серьезную «войну» между мной и моими учениками. Мне потребовались годы, чтобы исцелиться от этого травматического опыта.

Если бы у меня была возможность выбирать, кого учить, а кого нет, я бы однозначно решил не учить таких учеников. Но проблема в том, что я никогда не могу знать заранее с уверенностью, чего (не) знают мои потенциальные ученики.

Я гораздо чаще сталкиваюсь с этой проблемой в общении с людьми, обладающими нефактическими концептуальными знаниями, в основном предрассудками и стереотипами.

Здесь проблема более фундаментальна. Мне все еще трудно преодолеть разрыв между моим подходом к знанию нового человека, неконцептуально ощущая его присутствие, и подходом большинства людей, которых я встречаю, к знанию о человеке путем его концептуализации.

PS: Этот пост - хороший пример того, что происходит, когда человек пытается объяснить на языке то, что не является концептуальным.

2024-12-06

Эсперанто как злейший враг эсперанто-движения

Введение

Я намеренно использовал это довольно провокационное название. Эсперанто-движение с эсперанто - хороший пример благородной идеи с наивным средством: идея благородна в стремлении объединить человечество, но средство наивно в том, что оно - язык.

Основные факты об эсперанто и эсперанто-движении

Эсперанто - самый известный и успешный из сотен так называемых международных вспомогательных языков. Его «инициатор» Людвиг Заменгоф был свидетелем межэтнических конфликтов в своем родном Белостоке в царской России и пришел к выводу, что их причиной являются разные языки и религии.

Поэтому он предложил не только «нейтральный» универсальный язык, основанный на известных ему европейских языках, но и универсальную религию, которая на самом деле является урезанной версией иудаизма. Я не знаю, думал ли он серьезно, что их сочетание сможет объединить человечество.

В любом случае, они, похоже, стали результатом еврейского просвещения (его отец принадлежал к первому поколению сторонников этой новой идеологии). Мне кажется, что характерной чертой этой идеи была слепая вера в рациональность. Ее приверженцы либо не знали о супрарациональности, либо не понимали ее.

Я спрашивал себя, что мог бы подумать Заменгоф, если бы познакомился с хасидизмом, который является супрарациональным учением иудаизма, и изучил его.

Мой личный опыт в эсперанто и эсперанто-движении

Я решил изучать эсперанто, когда был еще студентом лингвистики. Он интересовал меня как с лингвистической, так и с социолингвистической точки зрения. Но его так называемая «внутренняя идея», которая привела к его движению, меня не так интересовала.

Хотя я время от времени участвовал в деятельности местных клубов, я впервые столкнулся с международным эсперанто-движением много лет спустя после начала изучения эсперанто. Я участвовал в ежегодном международном конгрессе эсперантистов, когда он проходил в Белостоке, и выступал там с тремя докладами. Я участвовал в этом крупнейшем ежегодном мероприятии эсперанто-движения еще два раза.

Когда я впервые участвовал в этом мероприятии, я был очарован, увидев, как тысячи участников из десятков стран пытаются общаться на одном «нейтральном» языке. Но затем я испытал разочарование. В итоге я пришел к выводу, что одного «нейтрального» языка недостаточно для общения между носителями разных языков с разным культурным багажом.

Когда я начал испытывать духовное пробуждение в результате одного травматического жизненного опыта, я начал терять интерес к языкам и лингвистике, решил оставить университет и прекратил профессиональное занятие языками, включая эсперанто, и лингвистикой.

Я рассказал об этом своим бывшим коллегам по университету. Один известный эсперантист назвал меня «предателем», хотя я объяснил ему, что я не «дискриминирую» эсперанто. Ни один специалист по ивриту и идишу, которые также занимали меня профессионально, не назвал меня «предателем».

Когда я еще был активным эсперантистом, я также был членом одного «храма» эсперантистов. Один из этих «первосвященников» сказал мне, что они говорили между собой, что я оставил эсперанто и эсперанто-движение после того, как открыл и присоединился к одной «экстремистской» ветви иудаизма под названием хасидизм.

Это лишь два примера того, как эсперантисты использовали эсперанто для навешивания ярлыков на других, чтобы укрепить иллюзию своего эго. Парадоксально, но эти два опыта убедили меня в том, что я принял правильное решение прекратить свое участие в эсперанто и эсперанто-движении, потому что они делали прямо противоположное тому, чего хотел добиться Заменгоф: разъединение вместо объединения.

Можно ли объединить человечество

Этот вопрос основан на предположении, что человечеству еще предстоит объединиться. Но на самом деле не только все люди, но и все творения уже объединены как части Всевышнего, подобно каплям одного океана. Все, что нам нужно сделать, - это просто осознать эту реальность, изменив состояние своего сознания и убрав плотные «облака» эго, которые закрывают эту реальность.

Является ли язык лучшим средством для объединения человечества

Поэтому этот вопрос следует перефразировать так: «Является ли язык лучшим средством для изменения состояния нашего сознания». Мой ответ - однозначное «нет»!

Язык должен служить человеку, но, к сожалению, большинство людей порабощены им, поскольку он заставляет нас навешивать ярлыки на других людей и на все, что находится под солнцем, и укрепляет нашу иллюзию разъединения.

Мы должны выйти за рамки языка. Пока мы застряли в языке, даже если это «нейтральный» язык, мы также застряли в этой иллюзии нашего эго. В этом отношении эсперанто - злейший враг эсперанто-движения, если оно стремится к объединению человечества.

Короче говоря, движение эсперанто создало свое собственное коллективное эго с эсперанто в качестве привратника точно так же, как и другие языковые движения.