Различные значения слова «культура»
В этом посте я использую слово «культура» не в смысле художественной литературы, музыки, искусства и т.д., а в смысле менталитета большинства членов рассматриваемого социального коллектива, включая преобладающие в нем моральные ценности.
Язык и культура
Существует взаимосвязь между языком и культурой. С одной стороны, язык влияет на культуру, поскольку воздействует на менталитет его носителей. С другой стороны, культура также влияет на язык.
Но я больше склоняюсь к тому, что культура более всеобъемлюща и более сложна, чем язык. Это означает, что создать новую культуру из ничего гораздо сложнее, чем создать новый язык из ничего.
Язык - это социальная система. Недостаточно просто создать язык, чтобы он стал называться «языком» в полном смысле слова, если он не выполняет социальных функций. Среди сотен так называемых искусственных языков лишь очень небольшое число достигло этой стадии языка, и ни один из них не был создан из ничего.
Только один из них - эсперанто - используется как полноценный язык, подобно «естественным» языкам. Но даже эсперанто не смог создать свою собственную культуру в том же смысле, что и национальная культура любого «естественного» языка, просто потому что эсперанто должен быть вторым языком для носителей различных «естественных» языков с их соответствующими культурами.
Эксперимент по созданию нового языка и новой культуры
Я лично хорошо знаю один такой эксперимент. Я не только прожил его, но даже исследовал - эксперимент по созданию современного иврита и израильской культуры.
Я бы сказал, что первая часть эксперимента, то есть, создание современного иврита была вполне успешной. Но даже современный иврит не был создан из ничего. Он основан на трех основных исторических пластах иврита с сильным грамматическим и лексическим влиянием идиша и русского.
Таким образом, современный иврит похож на эсперанто и является своего рода искусственным языком. Это определенно не «возрожденный» язык, как нас заставляет верить популярный миф.
Но вторая часть эксперимента, то есть, создание израильской культуры была более амбициозной. Проще говоря, те пионеры, которые создали современный иврит, тоже хотели создать новую культуру, но путем отрицания традиционной еврейской культуры, в которой они были воспитаны в диаспоре, особенно в Восточной Европе.
Удалась ли и эта вторая часть эксперимента? Ответ зависит от того, что понимать под словом «успех».
С одной стороны, можно сказать, что эксперимент был успешным, поскольку он создал новую культуру, в которой осталось очень мало от традиционной еврейской культуры.
Но с другой стороны, этот эксперимент создал новую культуру, в которой отсутствуют, по крайней мере, насколько я понимаю, новые положительные моральные ценности, которые могли бы заменить те положительные моральные ценности, взращенные традиционной еврейской культурой.
На собственном опыте я убедился, что даже после трех поколений в этой новой культуре все еще сохраняется вакуум. Этот вакуум становится очень очевидным, если сравнить новую израильскую культуру с другими, более зрелыми культурами, в том числе с традиционной еврейской культурой.
Две моральные ценности, которых мне ежедневно не хватало в моих многочисленных контактах со многими людьми, выросшими только в этой новой культуре, - это чуткость к другим и внимание к другим.
Мне бы хотелось ошибаться, и я также надеюсь, что этот вакуум будет заполнен когда-нибудь в будущем, если не при моей жизни. Но отсутствие этих и других положительных моральных ценностей, возможно, уже стало частью израильской культуры и будет передаваться следующим поколениям.
Еще раз культура и язык
Я встречал достаточно лингвистов, которые могут продолжать заниматься теми языками, культура которых их не привлекает. Я просто не могу продолжать заниматься языком, если культура его носителей кажется мне чуждой.
Именно поэтому около десяти лет назад я решил перейти с современного израильского произношения на традиционное ашкеназское произношение иврита во время молитвы. Эта перемена очень помогла мне.
С одной стороны, я чувствую себя отстраненным от чуждой для меня культуры. С другой стороны, я чувствую связь с культурой, моральные ценности, которой мне дороги.