2024-10-23

Настоящие друзья

Введение

Сначала статистический факт. Когда я еще жил в Иерусалиме, я поддерживал связь примерно с десятью людьми почти на постоянной основе. Еще примерно с пятьюдесятью людьми я общался на нерегулярной основе с разной степенью частоты. Спустя год после моего отъезда из Иерусалима я все еще поддерживаю связь с половиной первой категории друзей, но почти все люди из второй категории перестали мне отвечать.

Наверное, одно из самых важных открытий, которое я сделал в результате этого отъезда, - кто мои настоящие друзья. К сожалению, я понял, что был достаточно наивен, чтобы считать вторую половину первой категории и большинство людей из второй категории также моими друзьями. Эта иллюзия была разрушена в течение одного года по двум разным причинам.

Прежде чем продолжить, я хочу подчеркнуть, что не обвиняю их. Просто мы не настоящие друзья. Это все.

Как я узнал, кто мои настоящие друзья

Оглядываясь назад, я заметил, что два фактора помогли мне понять, кто мои настоящие друзья: взаимность и искренность.

Теперь я полностью осознаю, что настоящая дружба должна строиться на взаимности. В специфическом контексте дружбы на расстоянии взаимность проявляется в том, что обе стороны явно выражают свою заботу друг о друге, инициируя и поддерживая общение.

Я все больше и больше уставал «бегать» за второй группой людей и получать от них все меньше и меньше ответов. В конце концов я сказал себе: «хватит», и решил «пофлиртовать» с ними.

Повторяю - я не обвиняю их. Если они считают меня недостаточно важным для себя, я тоже отвечаю им взаимностью, переставая тратить на них свое время и энергию. Мне даже не грустно от этой «потери».

Но мне грустно, когда некоторые из этих людей недостаточно искренни, и это влияет на межличностные отношения в целом, когда одна сторона обещает другой что-то на словах, но не выполняет обещание.

Некоторые из тех немногих людей из второй категории, которые все же ответили мне, обещали написать мне позже более подробно, но не написали.

К сожалению, я привык к этому и подобным лживым обещаниям в Израиле, но это конкретное отсутствие искренности заставило меня потерять желание писать им дальше.

Мне просто жаль, что я им доверился.

С кем я не могу оставаться другом

В отличие от этих пятидесяти человек, которые исчезли на моих глазах «естественным» образом, мне пришлось принять решение разорвать связь с пятью из первой категории, хотя я продолжал регулярно поддерживать с ними связь даже после отъезда из Иерусалима.

Я понял, что не могу оставаться другом человека, который доказал, что не обладает тем, что я считаю минимальным уровнем морали. Эта мораль, или ее отсутствие, касается, в частности, бессознательного самопорабощения коллективным эго.

Я также понял, что интеллектуальное изучение иудаизма, которое обычно характеризуется изучением Талмуда, без дополнительного изучения супрарациональных аспектов иудаизма, таких как хасидизм, делает вас склонным к опасности коллективного эго. Это не ограничивается только иудаизмом, но должно быть характерно и для других религий и учений.

Я заметил взаимосвязь между отсутствием целостности и отсутствием морали из-за бессознательного самопорабощения коллективным эго.

Я не думаю, что этим пяти моим бывшим друзьям, с которыми мне пришлось принять решение разорвать связь, случайно промыли мозги не только этим конкретным коллективным эго, но и другим коллективным эго, которое пропагандирует не менее страшную степень отсутствия морали.

В любом случае, моя душа не продается, и есть красная черта, которую нельзя переступать.


Сайт на английском
Блог на английском

2024-10-16

Выбор общины

С октября 2023 года я живу в социальной изоляции без общины, которую я мог бы назвать своей. К моему удивлению и радости, я не страдаю от одиночества. Мне даже кажется, что я предпочел бы оставаться в такой социальной изоляции, чем быть частью общины, которая недостаточно соответствует моим взглядам, ценностям и вкусам. По этой причине я хочу/должен жить в городе, где есть хотя бы несколько возможностей, из которых я могу выбирать.

Мне потребовались годы, чтобы окончательно осознать, что самым важным фактором при выборе еврейской общины, где я буду регулярно молиться, для меня является ритуальная музыка, сопровождающая регулярные молитвы. Часто говорят, что музыка универсальна, но, по крайней мере, для меня нет ничего менее универсального, чем музыка.

С одной стороны, есть музыка, которая заставляет меня плакать от радости, но, с другой стороны, есть и музыка, которая является для меня не чем иным, как пыткой. Из всех традиций народной музыки мне больше всего нравится восточноевропейская, а точнее, восточнославянская.

Еще один важный фактор, который повлиял на мой выбор еврейской общины - это произношение иврита, используемое в молитвах. Я предпочитаю общину, в которой не используется современное израильское произношение, потому что оно слишком сильно напоминает о чуждой мне культуре.

Здесь мне тоже нравится восточноевропейская традиция, точнее, то произношение, которое использовалось в так называемом северо-восточном идише в довоенной Восточной Европе и до сих пор сохраняется, например, в общинах Хабада.

Эти два фактора, музыкальный и лингвистический, в целом коррелируют с мировоззрением постоянных членов общины. Есть одна идеологическая ветвь иудаизма, которую я больше не могу терпеть.

Ценности членов более тонкие и менее очевидные. Другим словом, обозначающим ценности, является состояние сознания отдельных членов и всей общины в целом. В идеале я бы выбрал общину, где большинство постоянных членов систематически изучают хасидизм и знают, какую роль эго играет в жизни. Но практически я уже знаю, что это слишком высокое требование.

2024-10-11

Промывка мозгов

Впервые я заинтересовался этим явлением около двух лет назад. Тогда я понял, что мне промыли мозги несколько СМИ в одной стране. Поскольку я не был знаком со СМИ в этой стране, я попросил «сведущего человека» порекомендовать мне несколько СМИ. Мне и в голову не пришло, что ей самой промыли мозги.

Я проверял эти СМИ в течение нескольких лет, пока случайно не проверил то, что она предупреждала меня не проверять, потому что это «инструменты пропаганды». Теперь я понимаю, что само это предупреждение было результатом того, что ей промыли мозги, или пропаганды того, что она считала пропагандой.

Сравнив эти две стороны с анализами независимых журналистов, которым я доверяю, я понял, что то, во что я слепо верил, на самом деле было настоящим инструментом пропаганды. С тех пор я применяю это сравнение для переоценки тех СМИ в других странах, которые я проверял в течение долгих лет. К своему удивлению, я вскоре обнаружил, что они тоже являются настоящими инструментами пропаганды.

После этого открытия я стал делиться им с другими людьми, но большинство из них только посмеивались надо мной. Я научился молчать, когда встречаю тех, кому промывают мозги, за исключением особых случаев.

Для тех, кому промыли мозги, характерно то, что они знакомы только с одним нарративом и отказываются знать противоположный нарратив, слепо веря, что это пропаганда. Конечно, я никогда не могу быть полностью уверен в том, что мне не могут промыть мозги на гораздо более глубоком уровне. Но, по крайней мере, что касается двух вышеупомянутых областей, я знаком с обоими нарративами и сравниваю их с анализами десятков экспертов, которые не вовлечены лично и эмоционально. Поэтому в этих двух областях у меня есть все основания считать, что я знаю, что является пропагандой, а что - правдой.

Меня по-прежнему озадачивает то, что есть немало людей, которым промыли мозги в одной из этих двух областей, но не промыли в другой. У меня нет убедительного объяснения этой асимметрии.

Как я уже писал выше, я просто молчу, когда встречаю таких людей. Это происходит по очень простой причине. В большинстве случаев невозможно разбудить тех, кто не знает, чего не знает.

Тем временем я понял, что это, должно быть, самый тонкий вид промывки мозгов. Это касается того, кто мы на самом деле. За всю свою жизнь я встретил не более пяти человек, которые освободились от этого промывания мозгов.