Хасидская музыка
Мне было нужно не только просто слушать, а испытывать хасидскую музыку, особенно нигуним, чтобы начать чувствовать ее глубокое духовное влияние на себя.
Я осознал это влияние, когда я понял, что я больше не могу слушать музыку эпохи барокко, особенно инструментальные произведения Баха, Генделя и Телемана, которые я так любил раньше. Эти произведения эстетичны, но я чувствовал и продолжаю чувствовать, что они говорят мне только интеллектуально или, в лучшем случае, эмоционально, тоже, но не духовно. Сейчас они звучат мне даже поверхностно.
Короче говоря, я полностью осознаю, что хасидская музыка выходит из души и входит в душу. Я уже давно спрашиваю себя, что на самом деле означает, что музыка выходит из души и входит в душу, и как кто-то может сочинять такие нигуним.
Моя интуиция говорит сейчас, что ответ на этот мой вопрос может заключаться в уничтожении эго. И это уничтожение эго как «композитора», так и певца, является «заразным». Я как слушатель чувствую, что мое эго сильно ослаблено.
Это ощущение можно сравнить с открытием сияющего неба и мгновенным разгоном густых облаков с помощью какой-то таинственной силы. Когда я слышу лучшие нигуним, у меня возникает ощущение, что я вернулся домой.
Хасидский танец
Сравнивая хасидскую музыку и хасидский танец, я имею в виду сравнение слушания хасидской музыки и исполнения хасидского танца, то есть пассивного и активного действий.
У меня есть некоторый опыт в клезмерском танце. Мне посчастливилось учиться клезмерскому танцу в Иерусалиме у Зева Фельдмана, который является одним из немногих оставшихся профессиональных клезмерских танцоров, которые все еще помнят старое наследие и продолжают традиции.
Когда я танцую под хасидские нигуним, я естественно танцую так, как танцую под клезмерскую музыку, используя самый сложный стиль - импровизацию, которую Зев Фельдман не смог нам объяснить.
И снова моя интуиция говорит мне, что импровизационный танец похож на мерцающую свечу. В первом случае тело, которое душа заимствует, получает команду от души и выражает ее физически.
Прошло некоторое время, прежде чем я начал осознавать, что, когда я танцевал, все мои мысли просто исчезали. Конечно, танцуя, я не думал, что не думаю - своего рода мета-мышление. Только в ретроспективе я понял, что я не думал, когда я танцевал. Теперь я могу сказать, что тогда я вкусил мгновения объединения со Вселенной. Тогда я также очень глубоко осознал, почему душа должна была опуститься в этот физический мир, заимствуя физическое тело!
К моей огромной радости, сейчас я могу воспроизвести это состояние намеренно, просто танцуя под хасидские нигуним, хотя мне нужно продолжать танцевать, чтобы «согреться», что, с одной стороны, должно быть необходимым шагом, но с другой - неотъемлемой частью этого опыта, в котором останавливаются не только мысли, но и время.