Говорят, что существует иерархия четырех типов познания, а именно: 1) данные (сырье), 2) информация (обработанные данные); 3) знание (когнитивное познание или когнитивный интеллект), 4) мудрость (сверхкогнитивное познание или духовный интеллект).
Мне потребовалось почти тридцать лет учебы и работы в университете, чтобы понять, что меня интересует не знание, а мудрость. Но когда я учился там и даже после его окончания, я не знал, что мудрости можно научиться не только у жизненного опыта, но и у учителей.
Мне пришлось пережить духовное пробуждение, чтобы полностью осознать разницу между знанием и мудростью. К счастью, мне встречались живые учителя, как еврейские, так и нееврейские, у которых я мог учиться мудрости.
С точки зрения знания и мудрости существует четыре типа людей: 1) те, у кого нет ни знания, ни мудрости; 2) те, у кого есть только знание, но нет мудрости; 3) те, у кого есть только мудрость, но нет знания; 4) те, у кого есть и знание, и мудрость.
Я считаю второй тип наиболее проблематичным, даже больше, чем первый тип. Я видел (слишком) много людей такого типа в университете. Конечно, я встречал там и мудрых исследователей, но сейчас мне кажется, что это не благодаря университету, а вопреки ему.
В этом смысле я могу сказать, что самое важное, чему я научился в университете, сначала как студент, а потом как исследователь, - это то, что он не для меня. После осознания этого мне не потребовалось много времени, чтобы принять решение покинуть эту «пещеру», обитатели которой слепо верят, что они самые умные люди, хотя на самом деле многие из них не знают того, чего не знают.
После того как я покинул эту «пещеру», официально четыре года назад, но практически шесть лет назад, я работаю в качестве «посланника», распространяя еврейскую жизненную мудрость, после того как в течение трех лет изучал ее теоретические основы в официальной обстановке в Иерусалиме.
Итак, что же такое еврейская жизненная мудрость? Здесь я вкратце перечисляю темы курсов, которые преподаю сейчас, в качестве примеров: 1) как жить осмысленной жизнью, 2) как оставаться позитивным, 3) как укротить гнев, 4) как достичь радости, 5) как вернуть себе истинное «я», 6) как принимать мудрые решения в жизни, 7) как достичь состояния, в котором человек чувствует, что что бы ни случилось, для него это все равно.
Результатом работы над этими темами станет повышение уровня сознания. И эта цель, похоже, является общей для многих других учений жизненной мудрости в других различных традициях. Делиться такой жизненной мудростью гораздо приятнее и полезнее, чем передавать знание, которое не всегда помогает поднять уровень сознания учеников.