Я осознал, что молчу, когда многие другие люди говорят, и говорю, когда многие другие люди молчат. Я обнаружил три случая первой комбинации и два случая второй комбинации.
Во-первых, я молчу, когда встречаю кого-то впервые. Вместо того чтобы заваливать его вопросами типа «Откуда вы?» и т. д., я молчу и чувствую его присутствие и исходящую от него энергию. Парадоксально, но чем больше мы знаем о человеке, тем меньше мы знаем его самого и его сущность.
Во-вторых, я молчу или, по крайней мере, стараюсь молчать, когда слушаю кого-то. Я научился этому типу слушания под названием «внимательное слушание» в рамках профессионального обучения, чтобы стать лайф-коучем. К сожалению, слушать - это утраченное искусство. Немногие люди, с которыми я встречаюсь и разговариваю, умеют внимательно слушать меня и других. Вместо этого они либо думают о том, как отреагировать, либо перебивают меня или других в середине нашего разговора, либо, в худшем случае, «угоняют» наш разговор.
В-третьих, я молчу или, по крайней мере, стараюсь молчать, вместо того чтобы давать внутренние комментарии к тому, что я испытываю в жизни. Но, надеюсь, этого больше не будет происходить. Парадоксально, но именно это страдание положило конец моей внутренней болтовне, когда оно стало невыносимо, и помогло мне освободиться из этой внутренней тюрьмы.
В отличие от многих других людей, которых я знаю и/или встречаю, я говорю, чтобы благодарить и извиняться. Два выражения «спасибо» и «извините», похоже, находятся под угрозой исчезновения во все большем количестве культур мира. Они уже давно стали почти мертвыми в израильской «культуре». Но, к моему большому сожалению, я вижу, что все больше людей молчат даже в тех культурах, в которых было принято благодарить и извиняться.
Я считаю, что благодарность особенно важна как своего рода «смазка», которая доносит до нас часть всех «благословений», которые есть во Вселенной. Именно поэтому я люблю начинать каждый новый день с благодарности Вселенной за то, что она вернула мне жизнь, как выражено в еврейском молитвеннике.