Впервые я осознал, что наше лицо отражает нечто более глубокое внутри нас, когда вдруг заметил, что лицо человека, которого я знал с самого начала ее академической карьеры, исказилось по сравнению с тем невинным выражением, которое я помнил. Тогда я не знал, что это за нечто более глубокое, но я воспринял это искажение как предупреждение о том, что мне не следует оставаться в университете слишком долго, чтобы мое лицо не исказилось, как ее.
Покинув университет не только по этой, но и по другим, более веским причинам, я не обращал особого внимания на то, что отражает лицо. Именно в процессе моего второго, геополитического пробуждения (от коллективного эго), последовавшего за моим первым, духовным пробуждением (от индивидуального эго), я начал наблюдать за особенно искаженными лицами некоторых политиков и дипломатов, чтобы понять, что отражают эти лица.
Вывод, к которому я пришел в результате не только априорного самоанализа, но и апостериорного наблюдения за лицами других людей и своим собственным лицом, заключается в том, что наше лицо отражает как душу, или состояние нашего сознания, так и ее «одежду», или наши привычные мысли, речи и действия, которые также отражают состояние нашего сознания.
Особенно искажены лица тех политиков и дипломатов, которые постоянно лгут и/или ненавидят другой социальный коллектив. Привычные лжецы и ненавистники имеют два разных типа искажений, которые я не могу описать словами, хотя интуитивно замечаю их отдельно и их разницу.
Некоторые политики не только лгут, но и «честно» раскрывают свои мысли о ненависти в речах и действиях. Как вы можете легко представить, их лица особенно искажены и заставляют вас даже почувствовать сострадание к ним, а точнее, к контролю души со стороны их эго.
После некоторых колебаний я решил не называть имена этих политиков и дипломатов, чтобы образ их искаженных лиц не преследовал вас как кошмар, хотя он также может послужить вам предостережением. Я уверен, что вы можете вспомнить хотя бы одного такого политика или дипломата.
С этой новой точки зрения я по-новому взглянул на портреты некоторых известных хасидских мудрецов и других духовных учителей и наконец понял глубокий смысл еврейского обычая вешать портреты мудрецов в своем доме! Каждый такой мудрец или учитель устно учит нас какой-то положительной внутренней черте, в которой он преуспевает или преуспел.
Сравнивая эти два совершенно разных типа лиц, я получил один важный урок: мы несем полную ответственность за то, что мы показываем в своей «витрине» - тьму или свет. Кажется, гораздо легче «отполировать» душу косвенно, «отполировав» наши мысли, речи и действия, чем сделать это напрямую, чтобы «свет» пробивался через наше лицо.
Но мы также можем сначала «отполировать» свое лицо, которое «отполирует» наши мысли, речи и действия, которые, в свою очередь, «отполируют» душу. Потом, если вы чувствуете, что вашего собственного лица недостаточно, вы также можете «захватывать» и «колонизировать» лица других людей своим лицом, излучающим несомненную радость. ;-) Конечно, под «колонизацией» я имею в виду не порабощение, а освобождение. Итак, товарищи лица, давайте объединимся и освободим себя! ;-)