Эго - то, что вы считаете собой, включая ваше тело, имя, различные истории жизни и т.д. Общее между ними то, что все они являются иллюзиями. Эго вынуждено постоянно находить других или даже придумывать врагов, чтобы поддерживать свою иллюзорную природу и выжить. Предпочтительнее, если эти другие или враги будут низшими.
Существует два типа эго - индивидуальное и коллективное. Последнее относится к эго социальных коллективов, включая страны, нации, религиозные группы, языковые сообщества, компании, школы, районы и т.д.
У коллективного эго есть одно чрезвычайно опасное взрывчатое вещество, которого нет у индивидуального эго - стадное чувство. Даже те люди, которые ведут себя рационально, могут стать иррациональными и опасными, попав под влияние стадного чувства своего социального коллектива.
Стадное чувство разжигает выбор другого социального коллектива и навешивание на него ярлыка врага. Самым опасным проявлением этой идеологии является нацизм - выбор одной этнической группы в качестве врага и ее физическое уничтожение. К сожалению, «призрак» нацизма все еще остается в 21 веке.
Я не хочу иметь никаких отношений с каким-либо коллективом, большинство членов которого приняли нацистскую идеологию. Недавно мне пришлось разорвать отношения с несколькими людьми, которые раньше были моими друзьями, после того как они оказались сторонниками этой опасной идеологии.
С другой стороны, я чувствую сильную солидарность с теми, кто борется с нацистской идеологией, хотя я все еще не решаюсь публично поддерживать их и участвовать в их деятельности.
Менее опасным, но более тонким является коллективное эго языковых сообществ или их лингвистическая идеология. До того, как я полностью потерял интерес к языкознанию и покинул академические круги, я принадлежал к двум языковым движениям - идишизму и эсперантизму. Пережив духовное пробуждение, я теперь вижу эти два движения в совершенно ином свете.
Идишизм кажется плохой заменой иудаизму, особенно по сравнению с глубоким учением хасидизма. Но я не считаю себя членом какой-либо группы хасидизма. С детства я не чувствовал себя комфортно ни в одной социальной группе. Каждый раз, когда я вступал в какую-то группу или меня заставляли вступать в нее, через некоторое время я чувствовал себя задушенным и покидал ее.
Что касается эсперантизма, то я понял, что его злейший враг - это сам язык или сама идея о том, что с помощью языка можно объединить человечество. Как сказал Эйнштейн, нельзя решить проблему с тем же уровнем сознания, который ее создал. Но именно этого добивался Заменгоф, когда инициировал свой «нейтральный» язык. На самом деле все человечество уже объединено. Все, что нам нужно сделать - это пробудиться и освободиться из тюрьмы эго, будь оно индивидуальным или коллективным.